Еще один любопытный факт. Испытания на моторном стенде УИТ-65 бензина А-80 с различным содержанием присадки не выявили какого-либо изменения октанового числа, однако практика показала, что автомобиль ВАЗ-2121, заправленный прямогонным бензином с октановым числом 64 (моторный метод) при добавлении 0.3% "Анилона" повел себя на дороге вполне прилично, примерно как на не очень качественном АИ-92 в плане детонационных стуков при разгоне. В то же время без присадки на том же бензине автомобиль вообще отказался ехать, а детонация появилась уже на холостых оборотах. Явление это также нуждается в дополнительном изучении.
В течение года мы проверяли "Анилон" на различных автомобилях отечественного и зарубежного производства, карбюраторных и с распределенным впрыском топлива. Всего в испытаниях было задействовано 19 автомобилей, причем в десяти случаях водители не знали, что они испытывают и каких эффектов можно ожидать. Им просто заливали бензин с присадкой под предлогом контроля качества обычного бензина со стороны рядового потребителя. Справедливости ради следует отметить, что на такое анонимное использование "Анилона" мы решились, только убедившись в отсутствии негативных проявлений, после шести месяцев изучения на автомобилях добровольцев. В общей сложности на "Анилоне" было наезжено более ста тысяч километров по самым разным дорогам, зимой и летом, на машинах новых и старых, любителями лихой езды и "тихонями". Фиксировались субъективные оценки водителей, данные по расходу топлива, техническое состояние двигателей до и после испытаний, периодически проводились замеры токсичности отработавших газов, анализировались все случаи неисправностей и их возможная связь с использованием присадки. По окончании цикла испытаний, обобщив накопленные данные, мы смогли сделать следующие выводы.
1. Во всех без исключения случаях использования бензина с "Анилоном" водители отметили настолько явное улучшение работы двигателя, а возвращение к "чистому" бензину оказалось настолько субъективно неприятным, что в качестве платы за участие в испытаниях посвященные в суть дела участники стали требовать регулярного снабжения их "Анилоном", а те, кто использовался "втемную", настойчиво просили открыть им место, где продают такой "супер-бензин".
2. Также во всех случаях наблюдалось значительное снижение расхода топлива (от 8 % при испытаниях в условиях загородной езды на новом автомобиле до 15 % в городском цикле на отечественных машинах, выпущенных до 1985 года).
3. Проверка технического состояния двигателей, длительно эксплуатировавшихся с присадкой, не выявила ни одного случая отрицательного влияния "Анилона" ни на один из узлов; три случая возникновения неисправностей гарантированно не связаны с испытаниями: в одном из них причиной оказалось замыкание электропроводки, в другом – течь в гидравлической системе, в третьем – пробой крышки трамблера. Более того, у пяти автомобилей уже после трехдневного применения "Анилона" компрессия в цилиндрах восстановилась до паспортной, а четверо водителей отметили снижение расхода масла на угар. Девять водителей отметили снижение температуры охлаждающей жидкости в среднем на двадцать градусов.
4. Замеры концентрации окиси углерода и углеводородов, периодически проводившиеся на четырех автомобилях (ВАЗ-2121, ВАЗ-21063, ГАЗ-24 и "Тойота-Виста"), как в теплое время года, так и зимой показали устойчивое снижение токсичности при использовании "Анилона": СО – от 20 % до семи раз, СН – от 50 % до четырнадцати раз, причем эффект тем заметней, чем хуже техническое состояние автомобиля. Попытки измерения концентрации оксидов азота в выхлопных газах двигателей, работающих на бензине с "Анилоном", по трем методикам (фотоколориметрической, титриметрической и хроматографической) можно считать неудачными, поскольку первый метод показал неудовлетворительную воспроизводимость, а два других показали содержание NOx меньшее предела обнаружения. Все принимавшие в испытаниях водители отметили почти полное исчезновение запаха отработавших газов, что было особенно заметным при длительном прогреве холодного двигателя в замкнутом боксе.
5. Наиболее явные эффекты, такие как снижение шумности двигателя, увеличение приемистости, мягкость и легкость его работы, в первое время использования присадки проявляются не полностью, и нарастают в течение 2-6 часов в зависимости от интенсивности эксплуатации двигателя. Также отсутствует отчетливая граница при переходе на бензин без присадки: даже если обычный бензин заливали в сухой бак, эффекты сохранялись еще на протяжении 50–70 километров, после чего до обычного уровня повышались шумы и вибрация, автомобиль, по субъективным оценкам водителей, становился тяжелее и капризнее.
6. В подавляющем большинстве случаев было отмечено, что использование "Анилона" весьма существенно увеличивает устойчивость работы двигателя, что особенно заметно при работе под нагрузкой на малых оборотах. Например, один из водителей утверждал, что на своей "Волге" он почти перестал пользоваться первой и второй передачами, а третью использует только чтобы тронуться с места. Конечно, это крайний случай, но многие подчеркивали, что присадка вынуждает менять стиль вождения, к ней быстро привыкаешь, а перестраиваться обратно гораздо тяжелей.
По окончании испытаний образец присадки был передан для стендовой проверки на кафедру двигателей внутреннего сгорания Владимирского государственного университета. Результаты этих испытаний, в основном, хорошо согласуются с нашими наблюдениями. Более скромные, по сравнению с нашими, данные по токсичности выхлопных газов специалисты, проводившие эксперименты, объясняют тем, что на стенде использовался новый отлично отрегулированный двигатель, и работал он в приближенных к идеальным условиях. Тем не менее, реакция со стороны ученых с богатым опытом обращения с различными присадками, оказалась весьма бурной. Руководитель испытаний, доктор технических наук, профессор С. Г. Драгомиров, попросил поделиться соображениями относительно механизма действия "Анилона" на процессы в двигателе, поскольку, по его словам, он впервые в своей практике столкнулся с присадкой, обладающей таким уникальным набором свойств и показавшей такие хорошие результаты на стенде.
К тому моменту, когда писалась эта статья, наши химики предложили еще одно соединение, содержащее ключевые, по их предположению, группы атомов, ответственных за регулирующие горение функции. Испытания нового вещества только начались, но по предварительным данным, ожидаемые эффекты проявляются отчетливо.
В заключение хотелось бы отдельно подчеркнуть два момента, которые, на наш взгляд, наиболее важны.
Во-первых, нашими специалистами найдено новое прикладное направление в химии горения, развитие которого может сыграть определенную роль в будущем автомобильной отрасли, а также в решении экологических проблем, связанных с автотранспортом.
Во-вторых, мы разработали и наладили опытное производство присадки нового типа, широкое применение которой может в короткие сроки весьма значительно улучшить экологическую обстановку в больших городах и вдоль оживленных автомагистралей, и при этом экономически обосновано. Для полномасштабных испытаний, имеющих целью убедиться в отсутствии побочных эффектов, а также уточнить экономическую целесообразность, не требуется финансовых вложений в наработку необходимого количества, поскольку мы уже сейчас можем предоставить около ста тонн "Анилона", наработанного за счет собственных средств. При этом мы осознаем все трудности, которые надо преодолеть, чтобы бесспорная, на наш взгляд, перспектива обрела практическое воплощение. И для преодоления этих трудностей нам нужна поддержка со стороны тех, кто обладает стратегическими возможностями в решении подобных вопросов.


Назад
На главную



Hosted by uCoz